F. A. Q.

Зачем нужна специальная оценка условий труда?

    В соответствии с действующим законодательством, специальная оценка условий труда носит обязательный характер для всех работодателей, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Это требование отражено и в статье 4 п.2 Федерального закона № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О специальной оценке условий труда".

    Профессионально проведенная специальная оценка условий труда позволяет не только оценить опасные или вредные производственные факторы, существенно снизить риски производственных травм и профзаболеваний, но и получить налоговые льготы и другие преимущества. В соответствии с Законом №17-ФЗ от 12.02.2001 г. и "Методикой расчета скидок и надбавок ...", Постановлением Фонда социального страхования РФ от 22.03.2002 г. №32 "Об утверждении Порядка представления страхователями сведений ..." предприятие, на котором проведена аттестация рабочих мест, получает возможность уменьшения страховых взносов в Федеральный Фонд социального страхования и реальных налоговых выплат.

Что дает специальная оценка условий труда?

    1. Возможность получения скидок к страховым тарифам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – до 40% страхового тарифа. (Постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.2001 г. № 652 “Об утверждении правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”).

    2. Специальная оценка условий труда служит обоснованием предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда. В противном случае, если работодатель не соблюдает требования трудового законодательства, то за необоснованное предоставление или не предоставление льгот, компенсаций, спецодежды и СИЗ налоговые органы по результатам проверок имеют право наложить на предприятия значительные штрафы.

    3. Проведение специальной оценки позволяет оптимизировать затраты на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, частично финансируемых за счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Это означает, что организации, обратившиеся в Фонд социального страхования до 1 июля текущего года и получившие разрешение Фонда, смогут использовать в текущем году до 20% средств, перечисленных за предыдущий год по страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, на оплату материальных ресурсов и мероприятий системы охраны труда в организации (проведение медосмотров, оплату санаторного лечения, приобретение СИЗ, оплату работ по аттестации рабочих мест и т.д.).

    4. Налоговые льготы (согласно Налоговому кодексу РФ, доплаты сотрудникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда можно включать в состав расходов по оплате труда, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль организации п.3 ст.255, однако для этого требуется документальное подтверждение таких расходов. Данное требование содержится в статье 252 Налогового кодекса РФ).

    5. Обоснование предоставления работникам льготной пенсии. В настоящее время для получения льготной пенсии в пенсионных Фондах необходимы документальные подтверждения того, что работник работал во вредных условиях труда. Именно таким подтверждением является специальная оценка условий труда. Известны случаи, когда у работников при оформлении льготной пенсии возникали серьезные трудности с ее оформлением, из-за того, что записанная в его трудовой книжке профессия не совпадает с формулировками в ЕТКС. Специальная оценка условий труда снимает эту проблему, так как в процессе ее проведения в обязательном порядке название профессии каждого работника приводится в соответствие с ЕТКC.

    6. Результаты специальной оценки условий труда помогают руководителю предприятия оценить реальные условия труда на рабочих местах, а также решить ряд сопутствующих задач: привести деятельность службы охраны труда в соответствие действующим нормативным документам по охране труда; включить в трудовой договор (контракт) условий труда работников; ознакомить работающих с условиями труда на рабочих местах; решить вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профзаболевание, установления диагноза профзаболевания, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке; выявить и оценить существующие опасные производственные риски; повысить производительность труда на предприятии и снизить производственный травматизм и профзаболевания; выполнение обязательных условий и получение конкурентных преимуществ при лицензировании отдельных видов деятельности, участия в конкурсах, тендерах; повысить уровень производственной дисциплины и общей культуры производства, а вместе с тем – качество выпускаемой продукции, эффективность и конкурентоспособность предприятия.

Поделиться: